Чужие здесь не ходят: кому принадлежит земля в России?

За 14 лет, которые прошли с составления первого рейтинга крупнейших землевладельцев, изменилось многое, но не масштаб главных латифундистов — они опять из списка самых богатых предпринимателей Forbes.

Впервые ответить на вопрос, кому принадлежит земля русская, Forbes попытался еще в 2005 году. Ценой неимоверных усилий редакция по крупицам собирала разрозненную информацию о подмосковных землях и их собственниках. Почему только о Подмосковье? Да потому что в других регионах земля сельскохозяйственного назначения почти ничего не стоила, не всегда использовалась по назначению и мало кого интересовала.

Впрочем, выращивать подсолнечник и пшеницу не собирался никто и из владельцев наделов вокруг Москвы. Среди них было немало участников списка Forbes: Николай Цветков (его земельная корпорация «Знак» заняла в рейтинге 2005 года первое место с площадью 100 000 га), Роман Абрамович F 10, Дмитрий Каменщик F 38, Александр Светаков F 43, акционеры «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили F 145 и Гаврил Юшваев F 66, братья Алексей и Дмитрий Ананьевы F 165. Все они впоследствии построили на землях бывших колхозов и совхозов миллионы квадратных метров коммерческой и жилой недвижимости. Площадь их угодий Forbes оценил в 424 000 га, какова была стоимость той земли, даже приблизительно сказать было сложно.

Прошло 14 лет. Страна сильно изменилась. Информации стало намного больше, почти всю ее можно получить из открытых источников. Сельское хозяйство теперь в почете, курс на импортозамещение, объявленный правительством с момента введения первых западных санкций в 2014 году, привел в аграрный бизнес серьезных предпринимателей. Новый рейтинг Forbes «20 самых дорогих землевладений» — это уже 7,87 млн га в 33 регионах России от Калининграда до Приморья. Общая стоимость этих земель — 471,7 млрд рублей, или $7,3 млрд. Самая дорогая сельскохозяйственная земля по понятным причинам на юге России, например, стоимость гектара в Краснодарском крае — 130 000 рублей. Самая дешевая — в Пензенской области и Башкортостане — 20 000 рублей за гектар.

Что не изменилось за 14 лет, так это масштаб главных латифундистов России — они опять из списка самых богатых предпринимателей Forbes. Тут и, казалось бы, высокотехнологичный Владимир Евтушенков, и производитель удобрений (теперь есть что удобрять и у себя) Андрей Гурьев, и Олег Дерипаска, а еще бизнесмены, попавшие в список Forbes именно благодаря сельскому хозяйству: Вадим Мошкович F 45, братья Александр F 131 и Виктор Линники F 132 (их «Мираторг» на третьем месте по стоимости земли, но на первом по площади — более 1 млн га), Игорь Худокормов.

Чемпионом стал тоже неслучайный человек — бывший губернатор Краснодарского края и бывший министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Его семье принадлежит фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева, в распоряжении которой 649 000 га плодородных земель на юге России стоимостью 68,5 млрд рублей.

Так кому же принадлежит земля русская? Чужие здесь не ходят.
Двадцать землевладельцев контролируют в России 7,9 млн га стоимостью 471,6 млрд рублей. Лидер рейтинга — семейная фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева.

Forbes впервые составил рейтинг землевладельцев России в 2005 году. Тогда самые ценные земельные активы сформировались вокруг столицы: скупленные за копейки паи подмосковных колхозов за четыре года действия нового Земельного кодекса, принятого в 2001 году, превратились в дорогостоящие земельные банки. В списке крупнейших латифундистов 2005 года были структуры миллиардеров Дмитрия Каменщика F 38, Александра Светакова F 43, Романа Абрамовича F 10, Давида Якобашвили F 145, Гаврила Юшваева F 66, банкиров Николая Цветкова F 66, Дмитрия F 165 и Алексея Ананьевых F 148. Заниматься сельским хозяйством богатейшие люди страны не планировали: на землях бывших совхозов и колхозов вскоре выросли жилые кварталы, торговые центры, коттеджные поселки и логистические парки.

Предприниматели из списка Forbes в новом рейтинге самых дорогих землевладений используют свои сельскохозяйственные земли по назначению. Сельское хозяйство, в развитие которого государство ежегодно вливало сотни миллиардов рублей, стало высокорентабельным бизнесом. В растениеводстве, например, рентабельность подсолнечника превышает 33%, по сахарной свекле и зерну этот показатель приближается к 30%, а в южных регионах рентабельность пшеницы может достигать и 50%. Неудивительно, что в АПК пришли люди с серьезными деньгами. По словам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, перераспределение земли от мелких собственников к крупным происходило в первой половине 2000-х. «Процесс ускорился в 2008–2009 годах, после резкого взлета мировых цен на сельхозпродукцию, — говорит Рылько. — Еще одна волна слияний и поглощений прошла в 2014–2016 годах, после девальвации и начала импортозамещения».

В двадцатку крупнейших латифундистов России вошли Андрей Гурьев F 26, Олег Дерипаска F 30, Вадим Мошкович F 45, Владимир Евтушенков F 63, братья Александр F 131 и Виктор Линники F 132, Игорь Худокормов F 175. Самым дорогим земельным наделом владеет семья бывшего министра сельского хозяйства Александра Ткачева: семейная фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева распоряжается 649 000 га стоимостью 68,5 млрд рублей. На втором месте агрохолдинг «Степь» Владимира Евтушенкова с 412 000 га (45,6 млрд рублей).

Самый большой по площади земельный банк удалось собрать «Мираторгу» братьев Линников — у компании 1 млн га, но по стоимости земли «Мираторг» лишь на третьем месте. Земли крупнейшего производителя мяса в стране расположены в основном в Центральном федеральном округе, где цена сельскохозяйственного гектара почти в три раза ниже, чем в Краснодарском крае. В сумме 20 участников рейтинга контролируют 7,87 млн га (78 700 кв. км) земли сельхозназначения — это чуть меньше площади современной Чехии (78 866 кв. км). Стоимость всей земли, подконтрольной двадцатке крупнейших землевладельцев России, составила 471,7 млрд рублей, или $7,3 млрд. По мнению Рылько, интенсивные сделки по купле и продаже земли продолжатся. К чему это приведет? «Уже сейчас фактически аграрная политика формируется лоббистами крупных агрохолдингов, — считает Игорь Абакумов, доцент Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева. — Однако в таком положении есть западня: в большинстве агрохолдинги закредитованы в государственных банках и фактически в любой момент могут быть национализированы».

Как мы считали:

Сельскохозяйственные земли агрохолдингов оценивались исходя из их площади и расчетной цены 1 га. Информацию о площади земель холдингов Forbes брал из трех источников (они указаны в порядке приоритета). 1. Анкеты, заполненные агрохолдингами по нашей просьбе. 2. Официальные сайты или отчетность агрохолдингов. 3. Обзор владельцев сельскохозяйственной земли в России, подготовленный компанией BELF. При расчете стоимости 1 га земли сельскохозяйственного назначения в том или ином субъекте Российской федерации использовались открытые данные о покупке-продаже земли в 2018 году и данные ежегодного аналитического отчета компании «Совэкон». При отсутствии сделок с землей за основу бралась средняя кадастровая стоимость 1 га земель сельскохозяйственного назначения, скорректированная на коэффициент превышения кадастровой стоимости над рыночной ценой. В 2018 году этот коэффициент, рассчитанный по всем сделкам с землей, составил 1,38.
Поделиться:

Нет комментариев